Детерминационный, в том числе причинный комплекс преступности несовершеннолетних включает в себя как причины и условия, общие для всей преступности, так и характерные только для преступности несовершеннолетних.
Первая группа факторов воздействует на формирующиеся личности несовершеннолетних в той или почти той же степени, как и на взрослое население страны, в том числе и на взрослых лиц, совершающих преступления (например, вынужденная миграция вследствие обострения межнациональных и межгосударственных отношений, вооруженных конфликтов и т. п.; смещение ценностных ориентаций; резкое социально-экономическое расслоение общества; обострение противоречий на религиозной и этнической почве; низкий уровень жизни значительной части населения и др.).
Вторая группа состоит из факторов, которые можно назвать специфическими. Речь идет о тех социальных явлениях и процессах, а также о тех возрастных и индивидуальных особенностях личности несовершеннолетних, которые негативным образом влияют на социализацию подростков, на формирование их личности и на их поведение. Специфические причины и условия преступности несовершеннолетних лежат в основном в сферах формирования жизнедеятельности подростка: в семье, школе, трудовой и досуговой деятельности.
Некоторые причины преступности несовершеннолетних, о которых говорится наиболее часто:
· Безнадзорность и беспризорность. Могут быть следствием неумения или нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей либо объективной невозможности выполнить их (например, состояние здоровья).
· Криминогенные факторы в семье. К ним относятся воспитание детей в условиях неполной семьи, злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность.
· Социально-экономические условия. Разрыв между богатыми и бедными, неравномерное развитие регионов и высокий уровень безработицы создают условия, при которых молодежь может быть вовлечена в преступную деятельность как способ обеспечения собственного существования.
· Негативное влияние СМИ, гаджетов и компьютерных игр. Демонстрируемое в них насилие оставляет след в сознании ребенка и может вызвать желание немедленно воспроизвести увиденное в реальную жизнь.
· Психические расстройства. Некоторые подростки могут страдать от психических расстройств, таких как агрессия, депрессия или повышенная импульсивность, что увеличивает риск преступного поведения.
· Недостатки трудового, нравственного и правового воспитания в образовательных организациях. Именно в школьные годы в большинстве случаев появляются отрицательные привычки и интересы.
· Отсутствие досуговых организаций. Это связано с упущениями организационно-управленческого характера и недостатками социального планирования.