Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), относящихся к коррупционным без дополнительных условий.
Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора. Сроки давности привлечения к административной ответственности по указанным статьям составляют шесть лет со дня совершения административного правонарушения.
Только для административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ регламентирован порядок наложения ареста на имущество юридического лица в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания. Последствием привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ является включение юридического лица в соответствующий Реестр, что влечет невозможность участия в течение последующих двух лет в государственных (муниципальных) закупках.
К административным правонарушениям коррупционной направленности могут относиться деяния, имеющие следующие признаки: несоблюдение запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, в том числе по предупреждению коррупции, возложенных на органы и организации; прямое нарушение правовых норм антикоррупционного законодательства; наличие надлежащих субъектов правонарушения, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ; связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; наличие у субъекта корыстного мотива.
Так, ряд постановлений выносится прокурорами в связи с выявлением иных, не специальных составов административных правонарушений.
Устанавливаются факты заключения государственных и муниципальных контрактов с организациями, принадлежащими близким родственникам государственных (муниципальных) служащих. Административная ответственность в таких случаях наступает по ст. 7.32 (нарушение порядка заключения, изменения контракта) КоАП РФ, ст. 7.30 (нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) КоАП РФ, ст. 7.29 (несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) КоАП РФ. Путем возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 19.1 (самоуправство) КоАП РФ прокурорами пресекаются факты использования государственного и муниципального имущества, сопряженного с извлечением должностными лицами материальной выгоды и т.д.