Основным актом Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции»).
Согласно данному закону преступления относятся к коррупционным в тех случаях, когда имеет место: злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Согласно ст. 13 ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст. 14 ФЗ «О противодействии коррупции», которая предусматривает, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
По фактам противоправных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления заявитель может обратиться в прокуратуру города, следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации, в полицию либо УФСБ России.
Среди преступлений коррупционной направленности наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее – УК РФ). Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.
К числу преступлений коррупционной направленности относятся также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.
Исходя из положений УК РФ за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.
При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.
Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.
За мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть, когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере до 200 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.
Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до15 лет.
Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
2 мая 2024 года – срок подачи декларации о доходах по форме 3-НДФЛ за 2023 год.
Налог на доходы физических лиц, как правило, уплачивается автоматически – он удерживается с заработной платы. Но в ряде случаев физические лица должны самостоятельно рассчитать сумму налога и подать в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).
С 01.01.2024 стартовала декларационная кампания 2024 года, это означает, что физическим лицам необходимо отчитаться о полученных в 2023 году доходах не позднее 2 мая 2024 года.
https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/dec/
Обязаны представить декларацию за 2023 год до 2 мая 2024 года лица:
Задекларировать полученные в 2023 году доходы должны также индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой.
Исчисленный в декларации налог к уплате необходимо уплатить не позднее 15.07.2024.
На граждан, представляющих налоговую декларацию за 2023 год исключительно с целью получения налоговых вычетов по НДФЛ (стандартных, социальных, инвестиционных, имущественных при покупке жилья), установленный срок подачи декларации – 2 мая 2024 года – не распространяется.
Такие декларации можно представить в любое время в течение всего года, без каких-либо налоговых санкций.
При этом налогоплательщик, заявивший в налоговой декларации за 2023 год как доходы, подлежащие декларированию, так и право на налоговые вычеты, обязан представить такую декларацию в установленный срок – не позднее 2 мая 2024 года.
Порядок определения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества:
Доходы от продажи объекта недвижимого имущества освобождаются от обложения НДФЛ в случае, если объект недвижимости находился в собственности налогоплательщика более минимального предельного срока владения.
5 лет - минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в общем случае.
3 года - минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в случае, если:
Особенности определения срока нахождения в собственности объекта недвижимости, приобретенного по договору ДДУ
При продаже объекта недвижимости, приобретенного ранее по договору ДДУ (договору об участии в ЖСК), минимальный предельный срок владения таким объектом исчисляется с даты полной оплаты стоимости по договору.
При этом дополнительная оплата в связи с увеличением площади указанного объекта не учитывается.
Отсутствует обязанность по представлению декларации по доходам, по которым НДФЛ уплачивается лицом на основании налогового уведомления, выставляемом налоговым органом:
По указанным доходам НДФЛ уплачивается лицом на основании налогового уведомления, выставляемого налоговым органом.
Отсутствует обязанность по представлению декларации по доходам от продажи жилья семьями с двумя и более детьми
От представления декларации за 2023 год и обложения НДФЛ освобождаются доходы семей с двумя и более детьми, полученные от продажи в 2023 году жилья (комнаты, квартиры, жилого дома (его части), квартиры (ее части), независимо от срока нахождения такого жилья в их собственности.
Такой порядок применяется при одновременном соблюдении ряда условий:
Нововведение распространяется и на те случаи, если такие доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи.
Отсутствует обязанность по представлению декларации по доходам от продажи:
Освобождена от налогообложения материальная выгода в виде экономии на процентах по вкладам в банке
Ранее уплата налога с доходов в виде материальной выгоды в виде экономии на процентах по вкладам в банке производилась на основании налогового уведомления, выставляемого налоговым органом.
Такие доходы, полученные в 2023 году, освобождены от обложения НДФЛ.
Что будет, если не подать декларацию 3-НДФЛ и не уплатить налог?
При нарушении сроков налоговый орган может применить штраф и начислить пени, а также взыскать задолженность через суд.
В соответствии со статьей 119 НК РФ, если опоздать со сроком подачи декларации, штраф составит 5% от неуплаченного налога за каждый месяц опоздания.
Если налог, исчисленный в декларации, не уплачен своевременно, то уже со следующего дня будут начислены штрафные пени в размере 1/300 от ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
Обратите внимание, что при наличии вышеперечисленных нарушений, в Личный кабинет налогоплательщика придет требование об уплате налога, пеней и штрафа.
Кроме того, если не предоставить декларацию по форме 3-НДФЛ, то налоговый орган может провести проверку по документам и информации, которые у него имеется. По результатам проверки налоговая служба может привлечь к ответственности.
С 1 января 2024 года в Российской Федерации начался очередной период представления должностными лицами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАВЕДОМО НЕДОСТОВЕРНЫХ И НЕПОЛНЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
Законодательство о противодействии коррупции устанавливает дисциплинарную ответственность в виде увольнения в связи с «утратой доверия» за непредставление или представление заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения) служащим (работником) на себя лично и членов семьи (супруг (супруга), несовершеннолетние дети).
В отношении служащих данная норма закреплена:
- п. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- п. 6.1 ст. 20 и пп. 2 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;
- п. 5 ст. 15 и п. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В отношении работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами принимаются требования п. 7.1. ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Работодатель вправе применить к служащему (работнику) дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с «утратой доверия» по результатам рассмотрения материалов проверки достоверности представленных сведений Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее Комиссия). При этом, необходимым условием применения дисциплинарной ответственности является соразмерность взыскания содеянному (нарушению) и личности нарушителя. В этой связи при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, Комиссией учитываются следующие критерии:
- характер и тяжесть совершенного нарушения;
- обстоятельства, при которых совершено нарушение;
- соблюдение служащим (работником) других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
- предшествующие результаты исполнения служащим (работником) своих должностных обязанностей;
- характеристика служащего (работника), которая давалась его непосредственным руководителем.
Таким образом применение меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения «в связи с утратой доверия» не является единственной и исключительной мерой дисциплинарной ответственности за непредставление, либо представление недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В качестве обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность, могут послужить:
- представление служащим (работником) недостоверных и (или) неполных сведений впервые;
- безукоризненное соблюдение служащим (работником) в отчетном периоде других ограничений, запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
- добровольное сообщение о предоставленных неполных и (или) недостоверных сведений в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065;
- содействие служащего (работника) осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение сведений, представленных в справке;
- положительная характеристика служащего (работника), которая давалась его непосредственным руководителем.
При наличии смягчающих обстоятельств целесообразно применять взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию в виде увольнения «в связи с утратой доверия»: выговор или неполное должностное соответствие.
Так же необходимо иметь в виду, что явные неточности, ошибки и описки, допускаемые служащими (работниками), которые в целом не искажают достоверность представленных сведений, то есть не носят характер заведомого сокрытия (умышленного сокрытия сведений) не могут служить основанием дисциплинарной ответственности. Однако на недопустимость таких неточностей служащему должно быть указано в устной форме.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ФИКТИВНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
За фиктивную регистрацию (реорганизацию) юридического лица установлена административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность предусмотрена частями 4, 5 статьи 14.25 КоАП РФ (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.
Часть 5 статьи 14.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде дисквалификации должностных лиц на срок от одного года до трех лет.
Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию юридического лица может наступать в соответствии со статьей 173.1 УК РФ.
Частью 1 статьи 173.1 УК РФ установлена уголовная ответственность
за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах, в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.
Часть 2 статьи 173.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору, в виде штрафа в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо лишения свободы на срок до пяти лет.
ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
За кругом общения несовершеннолетнего не всегда удается установить контроль и вовремя предотвратить вовлечение подростка в совершение преступления или иных антиобщественных действий. Однако не стоит забывать и о том, что подобные деяния совершают также и законные представителя несовершеннолетних.
В этой связи полагаем необходимым кратко осветить основные моменты в целях своевременного принятия превентивных мер.
Уголовное наказание за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность зависит от тяжести преступления, в которое он вовлечен. В соответствии со статьей 150 УК РФ максимальное наказание – лишение свободы на срок до восьми лет.
Кроме того, в статье 151 УК РФ предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
Под антиобщественными действиями подразумеваются: вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста, несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
Уголовное наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий также зависит от тяжести преступления. В соответствии со статьей 151 УК РФ максимальное наказание – лишение свободы на срок от двух до шести лет. При этом законодатель установил, что действие настоящей статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.
Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате приобщения к регулярному употреблению алкоголя организм несовершеннолетнего подвергается реальной опасности алкогольной деградации; употребление одурманивающих веществ создает реальную угрозу физическому и психическому здоровью подростка; занятие бродяжничеством и попрошайничеством наносит ущерб моральному, физическому развитию несовершеннолетнего.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий представляет опасность для общества не только потому, что расширяет круг правонарушителей, но и потому что такие действия оказывают развращающее воздействие на неокрепшую психику детей. Общественная опасность вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий выражается в разрушении нравственности несовершеннолетнего, возникновении у него привычки к антиобщественному, противоправному образу жизни, который может стать благоприятной почвой для совершения преступлений.
О НЕДОПУЩЕНИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НЕСОГЛАСОВАННЫХ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЯХ
Напоминаем, что призывы к участию в несанкционированных массовых акциях образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и могут повлечь наказание вплоть до административного ареста. Размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» призывов к массовым беспорядкам, а также участие в таких действиях, могут быть квалифицированы по статье 212 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Обращаем особое внимание на недопущение вовлечения в такую деятельность несовершеннолетних, поскольку такие действия могут быть квалифицированы как преступления, предусмотренные статьями 150 и 151.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц от 50 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц от 250 000 до 500 000 рублей.
Противоправные действия несовершеннолетних лиц, не достигших возраста привлечения к административной и уголовной ответственности, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности родителей и иных законных представителей по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).
Участие подростков в несанкционированных митингах и акциях опасно для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, так как во время массовых беспорядков в местах массового скопления граждан они могут быть травмированы, и могут получить вред здоровья различной степени тяжести.
С целью недопущения участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях, родителям и иным законным представителями необходимо проводить беседы с детьми о недопустимости их участия в несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ АЛИМЕНТОВ
Ч. 1 ст. 157 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей.
Данная статья УК предусматривает в качестве самого сурового наказания лишение свободы на срок до 1 года. Зачастую судами виновным лицам назначается наказание в виде исправительных работ, которые также предусмотрены санкцией данной статьи, с отчислением части заработка в доход государства на срок до одного года.
Привлечению лица к уголовной ответственности может послужить, если должник:
- скрывается и не сообщает свое реальное местонахождение;
- не производит выплаты алиментов более трех месяцев подряд;
- находится в розыске;
- не сообщает приставам обо всех дополнительных доходах;
- скрывает реальные доходы или прячет имущество;
- не платит алименты после административного наказания.
П. 3 примечания к ст. 157 УК РФ предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно в полном объеме погасило задолженность по выплате алиментов.
Для освобождения от уголовной ответственности недостаточно погашения задолженности по алиментам только в сумме согласно предъявленному обвинению по уголовному делу.
Освобождению судом от уголовной ответственности по вышеуказанному основанию подлежит лицо в случае погашения им в полном объеме задолженности по алиментам, то есть при уплате всей суммы задолженности по исполнительному производству, имеющейся на дату принятия решения о прекращении уголовного дела.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ
В соответствии со ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Ст. 65 СК РФ определено: родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Если родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет предусмотренную законом ответственность. Так, родители могут быть:
1) лишены родительских прав;
2) наказаны в административном порядке (например, в соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях они штрафуются);
3) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 Уголовного кодекса РФ)
Лишение родительских прав – крайняя мера ответственности отца (матери), применяемая только в случае, когда иных способов защитить права и интересы ребенка уже нет.
К этой крайней мере можно прибегнуть при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 69 СК РФ.
Родители лишаются родительских прав, если они:
1) уклоняются от выполнения обязанности родителей (в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов). Это означает отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии (например, ребенка постоянно оставляют дома одного, без присмотра и еды), обучении, подготовке к труду;
2) без уважительных причин отказываются взять своего ребенка из родильного дома, иного лечебного, воспитательного учреждения и т.п. В то же время следует знать, что относительно детей с серьезными физическими или психическими недостатками действуют особые правила: они могут быть помещены в учреждения социальной защиты на полное государственное обеспечение;
3) злоупотребляют своими правами, т.е. используют их в ущерб интересам детей (например, создают препятствия в обучении; склоняют к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртного, наркотиков);
4) жестоко обращаются с детьми, в том числе применяют к ним физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность. Жестокость может проявляться не только в указанных формах, но и в недопустимых методах воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, их оскорблении или эксплуатации);
5) больны хроническим алкоголизмом или наркоманией. Такие болезни должны быть подтверждены медицинским заключением;
6) совершили преступление против жизни или здоровья:
а) своих детей;
б) супруга.
В соответствии со ст. 71 СК РФ родители теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Семейному законодательству известна и такая мера, как ограничение родительских прав. Ограничение родительских прав выражается в том, что суд решает отобрать детей у родителей, не лишая его родительских прав.
Статьей 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность родителей за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ).
Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ).
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток (ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Указанное преступление в соответствии со ст. 156 УК РФ наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.