Мошенники с использованием официального логотипа ПАО "Сбербанк России" (далее – Банк) создают в мессенджере аккаунт, с которого звонят гражданам, при этом у последних отображается официальный номер Банка – 900, и интересуются, обновлял ли абонент мобильное приложение в последнее время.
В случае отрицательного ответа мошенник сообщает о том, что необходимо дождаться звонка от профильного специалиста Банка.
Далее с иного аккаунта, используя функцию видеозвонка, с абонентом связывается сообщник мошенника, объясняя свои действия необходимостью идентификации клиента по биометрии, и просит включить режим демонстрации экрана (утверждая при этом, что подключается "роботизированная система для диагностики счета").
Далее мошенники просят гражданина зайти в приложение Банка, после чего злоумышленникам становятся известны номера карт, суммы на счетах, коды смс от Банка.
Чтобы не стать жертвой мошенников следует помнить о том, что сотрудники Банка не общаются с клиентами в мессенджерах, а "автоматической системы диагностики счета" не существует. Кроме того, нельзя включать функцию трансляции экрана своего мобильного устройства по просьбе незнакомцев.
Ответственность за мошенничество установлена ст. 159 УК РФ. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.