О понятии драгоценных металлов, драгоценных камней разъясняется в ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.
Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" даются определения добычи драгоценных металлов, добычи драгоценных камней, производства драгоценных металлов, а также тех терминов, с помощью которых раскрыто в этом Законе понятие добычи и производства этих ценностей (сортировка, первичная классификация, первичная оценка драгоценных камней, рекуперация). Драгоценные камни и металлы, полученные из вторичного сырья, это, как можно заключить из Приказа Гохрана РФ от 18.02.1997 N 44 "Об утверждении типового договора на поставку аффинированных драгоценных металлов, полученных в результате переработки за рубежом лома и отходов, содержащих драгоценные металлы" и Порядка переработки лома и отходов драгоценных металлов Госфонда России, утв. Приказом Минфина России от 09.09.2004 N 77н, содержащие драгоценные камни и металлы, лом и отходы переработки минерального сырья.
Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.
Обязательная сдача на аффинаж установлена ст. 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", согласно которой добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утв. Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми указанным Законом и договорами. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа установлен Пост. Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419. Согласно п. 8 данного Порядка минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: 1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; 2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.
Перечисленные в указанных подпунктах органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам.
Образованное при Минфине России Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран РФ) ведет учет ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, отвечает за их сохранность, самостоятельно осуществляет расчеты за отпускаемые и поступающие в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ ценности. Финансирование закупки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, для формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета (Пост. Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378).
Российской Федерации и субъектам РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.
Порядок обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении устанавливается Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, которые распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежат специальному учету.
Таким образом, продажа собственником ценностей, которые он добыл, суть обязательное звено в цепи его предпринимательской деятельности, без которого он не сможет извлечь прибыль. Закон ограничивает его право, предоставляя государству преимущественную возможность заключить с собственником ценностей сделку об их покупке. И если государство выразит соответствующее желание, собственник будет обязан добытые ценности ему продать.
С учетом приведенных нормативных требований об установлении приоритетного порядка предложения ценностей для продажи государству это означает наличие в законодательстве правила обязательной продажи данных ценностей государству. Отказ государства от реализации своего права преимущественного приобретения ценностей в конкретном случае не означает отсутствия в законодательстве требования обязательной продажи собственником указанных ценностей при наличии установленных в законе обстоятельств (согласия государства эти ценности купить).
Объективная сторона преступления, предусмотренного указанной статьей, состоит в неисполнении приведенных требований об обязательной сдаче минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также об обязательной продаже драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере, который определяется по стоимости указанных ценностей.
Размер преступления определяется стоимостью ценностей, по которой была бы заключена сделка об их обязательной продаже.
Субъект преступления - специальный. Им является лицо, на которое возложена соответствующая обязанность об обязательной продаже.