Из представленной информации из государственного казенного учреждения города Москвы центра занятости населения города Москвы (ГКУ ЦЗН г. Москвы) следует, что некоторыми образовательными учреждениями, расположенными на поднадзорной межрайонной прокуратуре территории, не исполняются требования законодательства о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В соответствии с ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые. Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается: в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента – для трудоустройства инвалидов и 2 процента – для трудоустройства категории молодежи.
Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи определен п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве», где сказано, что работодатели представляют в центр занятости ежеквартально до 30 числа месяца следующего за отчетным кварталом сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы и согласованной с Мосгорстатом.
Проведенной проверкой установлено, что некоторыми школами квоты по трудоустройству молодежи по состоянию на 3-й месяц квартала 2018 года не выполнены.
Так, например, в одной из столичных школ, среднесписочная численность которой составляет 558 человек, установленная квота за 3-й месяц квартала для молодежи составляет 11 человек. Из них работало на квотируемых рабочих местах в 3-ем месяце квартала 7 человек, не трудоустроено 4 человека.
В связи с чем, данной школой допускаются нарушения требований Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Закона города Москвы «О квотировании рабочих мест».
Аналогичные нарушения выявлены еще в двух школах, расположенных на поднадзорной межрайонной прокуратуре территории.
В связи с чем, в адрес 3-х образовательных учреждений внесены представления об устранении федерального законодательства, которые рассмотрены и три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Статью подготовила
Старший помощник межрайонного прокурора И.А. Кулькова