Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены должностные обязанности учителей образовательных организаций. Так, учитель:
1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета,
2. способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
4. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
5. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения,
6. разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,
7. реализует проблемное обучение,
8. осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,
9. обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
10. обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
11. оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
12. соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
13. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
14. вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
15. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
16. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
17. осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
18. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Учитель должен знать:
1. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
2. законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
3. Конвенцию о правах ребенка;
4. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
5. педагогику, психологию, возрастную физиологию;
6. школьную гигиену;
7. методику преподавания предмета;
8. программы и учебники по преподаваемому предмету;
9. методику воспитательной работы;
10. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
11. средства обучения и их дидактические возможности;
12. основы научной организации труда;
13. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
14. теорию и методы управления образовательными системами;
15. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
16. методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
17. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
18. основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
19. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
20. правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
21. правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Статью подготовила
Старший помощник Солнцевского межрайонного прокурора г. Москвы И.А. Кулькова