24.05.2019
Служба участковых уполномоченных и Отдел по делам несовершеннолетних разъясняет

В Управление внутренних дел по Западному административному округу и его территориальные подразделения обращаются жители с жалобами на асоциальное поведение отдельных граждан, их соседей по многоквартирным домам. Просят дать советы о построении отношений, интересуются законными возможностями отстоять свои права на спокойное проживание, своими полномочиями и полномочиями сотрудников полиции при поступлении в их адрес заявлений и сигналов от бдительных граждан.

На наши вопросы отвечают начальник 2-го отделения (по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних) ООДУУПиПДН УВД по ЗАО майор полиции Екатерина Денисова и заместитель начальника Отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, начальник 1-го отделения ООДУУПиПДН УВД по ЗАО майор полиции Алексей Ивашкин.

Наши жители озабочены проблемами, возникающими при проживании рядом с ними неадекватных соседей, чье поведение представляет угрозу сохранности частного и общедомового имущества. Например, портят стены лифтовых кабинок, пачкают стены в подъездах. Другой беспокоящий добропорядочных жителей аспект – активное проявление асоциального поведения. Из квартир «проблемных граждан доносятся крики, стоны, другие тревожащие звуки. Часто такое поведение этих граждан сопровождается ненадлежащим уходом за своими детьми, которые оказываются взаперти, не получают надлежащего питания, медицинской помощи, образования.

- Стоит ли законопослушным гражданам, их соседям, обращаться с заявлениями в полицию в подобных случаях? Если да, то куда обращаться наиболее эффективно, к участковому, в дежурную часть территориального подразделения или звонить по телефону экстренной связи с полицией – 102?

Е.Д.: - Все указанные способы достаточно эффективны. Не имеет значения, куда конкретно поступит тревожный сигнал. Сотрудники полиции обязаны принять любое заявление от граждан, обработать его, принять необходимые меры, если указанные в заявлении факты подтверждаются.

А.И.: - Согласен с ответом Екатерины Денисовой. Могу добавить, что наши граждане долго терпят и начинают жаловаться, когда раздражающий фактор уже стал сильно раздражающим. Адрес вашего обращения зависит от того, куда вам ближе и быстрее передать заявление. Если есть хороший контакт со своим участковым, обращайтесь к нему. Если отдел полиции находится недалеко от вашего дома – подавайте заявление в его дежурную часть. Можно позвонить и по телефону экстренного вызова полиции. Такой сигнал тоже обязательно дойдет и будет надлежащим образом рассмотрен. Но надо понимать, что письменного обращения с вашей подписью по телефону вы сделать не сможете.

- Каковы полномочия полицейских при отработке заявлений? При рассмотрении жалоб граждан? Могут ли полицейские открыть квартиру предполагаемого нарушителя порядка? Могут ли оштрафовать или задержать гражданина, на которого поступают жалобы соседей?

Е.Д.: - Сотрудник полиции действует в зависимости от совокупности угрозообразующих факторов, оценивает с точки зрения действующего законодательства реальное влияние действий возможного нарушителя. Принимает решение и принимает соответствующие меры, пресекающие противоправные деяния, избирает соответствующие меры реагирования в соответствии с административным или уголовным законодательством Российской Федерации.

А.И.: В любых взаимоотношениях с заявителями и возможными нарушителями, действия стражей порядка строго регламентированы. Сотрудники полиции, выполняя свои должностные обязанности, обязаны и строго соблюдают положения Федерального Закона «О полиции».

- Что делать, если ситуация повторяется многократно? Надо писать заявление? А как писать и подавать лучше, индивидуально или коллективно, несколькими жителями сразу в одном заявлении?

Е.Д.: - Кроме реагирования на конкретную жалобу или заявление, в процессе ее рассмотрения сотрудник полиции определяет тактику реагирования. Если предмет заявления требует продолжительного участия органов полиции, например, в связи с неблагополучными родителями несовершеннолетних детей, этот вопрос переходит на контроль в отдел по делам несовершеннолетних. Одновременно извещается и подключаются к работе органы опеки и попечительства. Не оставляются без должного, пристального и постоянного внимания подтвердившиеся факты употребления запрещенных препаратов. В любом тревожном случае, стражи порядка не оставляют законопослушных граждан наедине с трудностями, помогают их решать, участвуют в ликвидации сложных ситуаций до их исчезновения.

А.И.: - При подаче заявления и его принятии должностным лицом органов внутренних дел количество, граждан, его подписавших, значения не имеет. Любое заявление граждан, будь то один или сразу несколько, будут рассмотрены одинаково тщательно и беспристрастно. Однако, коллективное обращение несколько упрощает и облегчает работу участковых уполномоченных. Коллективное обращение от имени ряда жителей, позволяет участковому уполномоченному пригласить на беседу одновременно всех подписавших, опросить их в более короткий период времени, быстрее получить объективную картину происшедших событий, быстрее принять процессуальное решение. Но в любом случае, уполномоченный сотрудник полиции примет решение в установленный Законом срок.

- Надо ли гражданам дополнительно и самостоятельно собирать фото-, аудио-, видео доказательства неадекватного поведения соседей, в отношении поведения которых они подают заявление?

Е.Д.: - Конечно, дополнительные доказательства помогут сотрудникам полиции при рассмотрении вашего заявления. Однако, при самостоятельном сборе доказательств надо учитывать и самим соблюдать законодательство. Чтобы ваши слишком активные действия по сбору сами не превратились в нарушение Закона.

А.И.: - Да. Имеет смысл сбора подобных доказательств. Еще и потому, что, как правило, конфликтные ситуации с «проблемными» соседями часто перерастают в длительные и затяжные гражданско-правовые споры, разрешение которых заканчивается не в органах полиции, а в судебных инстанциях. При подаче исковых заявлений и формировании пакета необходимых для этого документов и доказательств, ваши фото-, видео- и аудио- фиксации могут пригодиться.

- Скажите, стоит ли законопослушному бдительному гражданину обращаться в полицию, если он подозревает, что в соседней квартире проживает «ребенок-маугли», не получающий должной заботы, медпомощи, питания и надлежащего ухода? Куда будет правильнее обратиться, в полицию или органы опеки?

Е.Д.: - Органы внутренних дел и органы опеки и попечительства территориальных органов исполнительной власти тесно взаимодействуют в своей работе. Отвечая на ваш вопрос, скажу: обращаться с заявлениями в таких случаях надо обязательно. Необходимо. Ваше неравнодушие может исправить чью-то судьбу или даже спасти жизнь. Компетентные работники органов внутренних дел тщательно рассмотрят ваше заявление, найдут правильное решение. В органах опеки также работают специалисты, способные отличить реальную тревожную ситуацию от случайностей. Помогут и поддержат, как ребенка, так и его родителей.

А.И.: - Действенность и полезность помощи бдительных жителей была неоднократно подтверждена на практике. «Под лежачий камень вода не течет», - гласит русская народная пословица. Заботясь о своем жилище, о соседях, вы можете рассчитывать на их ответное к вам расположение, дружелюбие, хорошие добрососедские взаимоотношения. И у вас будет больше доброжелательных и симпатичных соседей.

Материал подготовлен
Пресс-службой УВД по ЗАО
(499) 233-91-93


Версия для слабовидящих
Центральная библиотечная система "Солнцево"
Диплом - Лучший муниципальный сайт
Медаль - Лучший муниципальный сайт

Совет муниципальных образований города Москвы

Президент России

Правительство Российской Федерации

Государственные услуги