Законом г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 22 в настоящий Закон внесены изменения

См. текст Закона в предыдущей редакции

 

Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56
"Об организации местного самоуправления в городе Москве"
(с изменениями от 12 марта, 14 мая 2003 г., 31 мая 2006 г.)

 

См. постановление Московской городской Думы от 6 ноября 2002 г. N 294 "О Законе города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве"

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и Уставом города Москвы устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве. Территориальная основа местного самоуправления

1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее - местное самоуправление) - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве, создаваемых на территории районов города Москвы (включая районы города Зеленограда). Внутригородское муниципальное образование в городе Москве (далее - муниципальное образование) - часть территории города Москвы, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

 

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ внутригородские муниципальные образования упраздняются с 1 января 2006 г.

 

3. Образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

 

О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве см. Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. N 59

 

4. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований осуществляются законами города Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории.

5. К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 

См. Положение о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, утвержденное приказом Минюста РФ от 24 августа 2005 г. N 139

 

6. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.

7. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон.

8. Источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества определяются законами города Москвы в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным настоящим Законом, и законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями).

9. В законах и иных правовых актах города Москвы слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

 

Статья 2. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Жители города Москвы - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве независимо от сроков проживания и места рождения (далее - жители), в соответствии с установленными федеральными законами и законами города Москвы гарантиями избирательных прав граждан осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Жители имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Жители имеют равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.

5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить жителям возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

6. Жители вправе в соответствии с законодательством обращаться в суд за защитой своего права на осуществление местного самоуправления.

 

Статья 3. Основные принципы организации местного самоуправления

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;

2) реализация интересов жителей муниципального образования с учетом интересов других жителей города Москвы;

3) сохранение единства городского хозяйства;

4) сохранение единства бюджетной системы города;

5) самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

6) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;

7) соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования;

8) оказание органами государственной власти города Москвы содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление;

9) координация деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы;

10) контроль со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответствующими федеральными законами и законами города Москвы;

11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством;

12) гласность и учет общественного мнения;

13) взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, жилищного самоуправления, с общественными организациями.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов города Москвы о местном самоуправлении в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, с учетом исторических и иных местных традиций в городе Москве, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов города Москвы о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

3) законодательное установление наименований органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

4) законодательное определение перечня вопросов местного значения муниципальных образований;

5) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности города Москвы в муниципальную собственность;

6) регулирование отношений между бюджетом города Москвы и местными бюджетами;

7) обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов бюджетного обеспечения расходных обязательств в пределах вопросов местного значения муниципальных образований, установленных настоящим Законом;

8) законодательное определение источников доходов местных бюджетов;

9) казначейское исполнение местных бюджетов на основании соглашений с органами местного самоуправления;

10) установление и введение в действие местных налогов и сборов;

11) предоставление финансовой помощи, в том числе субсидий, дотаций, субвенций местным бюджетам в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;

12) наделение законами города Москвы органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за реализацией указанных полномочий и использованием указанных средств;

 

О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве отдельными полномочиями г. Москвы (государственными полномочиями) см. Закон г. Москвы от 14 июля 2004 г. N 50

 

О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве полномочиями г. Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав см. Закон г. Москвы от 28 сентября 2005 г. N 47

 

13) принятие в установленном порядке городских программ развития местного самоуправления;

 

См. Городскую целевую программу государственной поддержки развития местного самоуправления в г. Москве на 2005-2007 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 649-ПП

 

14) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

15) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;

16) исключен;

См. текст пункта 16

17) установление и изменение порядка образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение границ их территорий и наименований;

18) компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти города Москвы;

19) законодательство о муниципальной службе;

20) принятие и изменение законов города Москвы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

21) исключен;

См. текст пункта 21

22) обеспечение гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов.

23) определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств муниципальных образований, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных настоящим Законом;

24) определение порядка ведения реестра расходных обязательств муниципальных образований;

25) проведение Контрольно-счетной палатой Москвы, финансовым органом города Москвы и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы проверок местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы.

 

Статья 5. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления

1. Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими полномочий по вопросам местного значения.

2. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями между органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, заключаемыми в порядке, установленном законодательством.

3. В целях координации своей деятельности органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие. Порядок формирования и осуществления деятельности таких органов определяется правовыми актами города Москвы и правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.

5. Органы государственной власти города Москвы оказывают методическое, кадровое и иное организационное содействие органам местного самоуправления; содействуют профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.

6. Органы государственной власти города Москвы осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Устава и законов города Москвы.

7. В случае несоответствия правовых актов, принятых или изданных органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу города Москвы, другим законам и иным нормативным правовым актам города Москвы Правительство Москвы, уполномоченный им орган, Московская городская Дума вправе предложить органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления привести принятые или изданные ими правовые акты в соответствие с указанными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы либо отменить их, а также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления недействительными.

8. Споры и разногласия между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы рассматриваются согласительными комиссиями, создаваемыми из представителей сторон на паритетных началах, с помощью других согласительных процедур или в судебном порядке.

9. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают предложения органов местного самоуправления, внесенные в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, с обязательным участием уполномоченных представителей муниципальных образований. Мотивированное заключение, решение по результатам рассмотрения внесенных предложений направляются в орган местного самоуправления в 30-дневный срок со дня поступления предложений в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.

10. Префектуры административных округов города Москвы рассматривают предложения управ районов города Москвы по вопросам, требующим согласования с органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 20 статьи 8 настоящего Закона, только при наличии заключения (положительного или отрицательного) органов местного самоуправления.

Статья 6. Устав муниципального образования

1. Муниципальное образование имеет устав, которым регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

2. Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и принимает устав муниципального образования.

3. Устав муниципального образования, вносимые в него изменения и дополнения принимаются представительным органом местного самоуправления большинством, не менее двух третей, голосов от установленного числа депутатов или жителями муниципального образования непосредственно путем проведения местного референдума.

4. Устав муниципального образования, а также вносимые в него изменения и дополнения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

С 1 сентября 2005 г. государственная регистрация уставов муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ

 

5. Устав муниципального образования, а также внесенные в него дополнения и изменения вступают в силу после официального опубликования в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования или официальных изданиях Московской городской Думы и органов исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном уставом муниципального образования.

 

Статья 7. Символика муниципального образования

1. Муниципальное образование вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, флаг, другую символику), отражающую его исторические, культурные и иные местные традиции.

2. Символика муниципального образования разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, и регистрируется в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

 

Статья 8. Вопросы местного значения муниципального образования

К вопросам местного значения муниципального образования относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

2) утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) установление порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

5) опека и попечительство;

6) принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;

7) принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

8) установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов;

9) проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования;

10) регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) с работниками;

11) регистрация уставов территориального общественного самоуправления;

12) учреждение почетных званий, грамот, дипломов и знаков муниципального образования;

13) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления;

14) распространение экологической информации, полученной от государственных органов;

15) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры местного значения), находящихся в собственности муниципального образования;

16) разработка и утверждение по согласованию с органом управления архивным делом города Москвы нормативно-методических документов, определяющих работу архивных, делопроизводственных служб и архивов подведомственных органам местного самоуправления организаций;

17) рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей;

18) взаимодействие с общественными объединениями;

19) участие:

а) в проведении мероприятий по государственному экологическому контролю (плановых и внеплановых проверок), осуществляемых государственными инспекторами города Москвы по охране природы;

б) совместно со специально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в осуществлении контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования;

в) в осуществлении ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы и образовательными учреждениями;

г) в организации работы общественных пунктов охраны порядка и их советов;

д) в работе призывной комиссии в соответствии с федеральным законодательством;

е) в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий;

ж) в организационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы, референдума Российской Федерации, референдума города Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;

з) в пропаганде знаний в области пожарной безопасности, предупреждения и защиты жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах совместно с органами управления Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти города Москвы;

и) в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства;

20) согласование вносимых управой района города Москвы в префектуру административного округа города Москвы предложений:

а) о предоставлении земельных участков для стоянок автотранспорта;

б) по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети;

в) по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах;

21) содействие созданию и деятельности различных форм территориального общественного самоуправления, взаимодействие с их органами, а также органами жилищного самоуправления;

22) содействие осуществлению государственного экологического мониторинга, внесение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы предложений по созданию и размещению постов государственного экологического мониторинга, осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального образования;

23) внесение в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы предложений:

а) к проектам градостроительного плана развития территории района города Москвы, градостроительного плана развития территории административного округа города Москвы, Генерального плана города Москвы в части вопросов развития территории внутригородского муниципального образования;

б) к проектам городских целевых программ;

в) об образовании и упразднении особо охраняемых природных территорий на территории муниципального образования;

г) к проектам планировки жилых территорий (кварталов, микрорайонов) планируемой реконструкции, реновации сложившейся застройки, проектам межевания жилых территорий сохраняемой сложившейся застройки, проектам планировки озелененных территорий общего пользования (парков, садов);

д) по созданию условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта;

е) по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;

ж) по повышению эффективности охраны общественного порядка на территории муниципального образования;

з) по благоустройству территории муниципального образования;

24) внесение в Комиссию по монументальному искусству предложений по возведению на территории муниципального образования произведений монументально-декоративного искусства.

 

Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения, финансирование муниципальных учреждений, назначение и увольнение руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

4) формирование и размещение муниципального заказа;

5) организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;

6) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

7) иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, уставами муниципальных образований.

 

Статья 9. Осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий)

1. Органы местного самоуправления могут наделяться законами города Москвы отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных ресурсов и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти города Москвы.

2. Органы местного самоуправления имеют право использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий) в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

3. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) и осуществления контроля за их реализацией устанавливается федеральными законами и законами города Москвы.

 

О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве отдельными полномочиями г. Москвы (государственными полномочиями) см. Закон г. Москвы от 14 июля 2004 г. N 50

 

О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве полномочиями г. Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав см. Закон г. Москвы от 28 сентября 2005 г. N 47

 

4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий) в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 

Глава 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

 

Статья 10. Структура и наименование органов местного самоуправления

1. Структуру органов местного самоуправления составляют:

1) представительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, уставом муниципального образования;

4) другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях имеют наименования:

1) представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное Собрание);

2) глава муниципального образования - Руководитель внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - Руководитель муниципального образования);

3) исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципалитет).

3. Наличие в структуре органов местного самоуправления муниципального Собрания, муниципалитета и Руководителя муниципального образования является обязательным.

4. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

5. Решение муниципального Собрания об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий муниципального Собрания, принявшего указанное решение.

6. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти города Москвы и их должностными лицами не допускается.

7. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти города Москвы и их должностными лицами не допускается, за исключением случаев временного осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий органов местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством.

 

Статья 11. Избрание и назначение должностных лиц местного самоуправления

1. Порядок избрания и назначения должностных лиц местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

 

См. Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. N 10 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве"

 

2. Руководитель муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо муниципальным Собранием из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав муниципального Собрания с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет муниципалитет;

3) в случае избрания муниципальным Собранием является Председателем муниципального Собрания;

4) не может быть одновременно Председателем муниципального Собрания и Руководителем муниципалитета.

3. Председатель муниципального Собрания избирается муниципальным Собранием из своего состава в том случае, когда Руководитель муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет муниципалитет.

4. В соответствии с уставом муниципального образования Руководителем муниципалитета может быть Руководитель муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, или лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

 

Статья 12. Муниципальное Собрание

1. Муниципальное Собрание состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

2. Численность депутатов муниципального Собрания определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

3. Муниципальное Собрание может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

4. В исключительной компетенции муниципального Собрания находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, установленных настоящим Законом;

3) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

7) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) осуществление права законодательной инициативы в Московской городской Думе в порядке, установленном законом города Москвы;

10) принятие решения о проведении местного референдума;

11) принятие решения об участии муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

12) внесение в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Комиссию по монументальному искусству предложений по вопросам местного значения в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;

13) образование комиссий муниципального Собрания;

14) согласование предложений по вопросам местного значения, установленных пунктом 20 статьи 8 настоящего Закона.

5. Полномочия муниципального Собрания определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

6. Муниципальное Собрание обладает правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

7. Муниципальное Собрание осуществляет свои полномочия на заседаниях.

8. Организацию деятельности муниципального Собрания в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет Руководитель муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является Руководителем муниципалитета, - Председатель муниципального Собрания, избираемый муниципальным Собранием из своего состава.

9. Депутаты муниципального Собрания в соответствии с настоящим Законом избирают из своего состава Председателя муниципального Собрания и заместителя Председателя муниципального Собрания в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования.

10. Заседание муниципального Собрания правомочно, если на нем присутствуют более половины от установленного числа депутатов.

11. Решение муниципального Собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Законом и уставом муниципального образования.

12. На заседаниях муниципального Собрания вправе присутствовать депутаты Московской городской Думы, должностные лица органов государственной власти города Москвы, должностные лица муниципалитета, представители органов территориального общественного самоуправления, представители общественных объединений, жители муниципального образования, представители средств массовой информации.

13. Порядок проведения заседаний, правила и процедуры работы муниципального Собрания устанавливаются уставом муниципального образования или регламентом муниципального Собрания.

14. Полномочия муниципального Собрания прекращаются со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва (его первого заседания).

15. Полномочия муниципального Собрания могут быть прекращены досрочно по следующим основаниям:

1) если судом установлено, что муниципальным Собранием принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, уставу муниципального образования, а муниципальное Собрание в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменило соответствующий нормативный правовой акт. В этом случае Мэр Москвы в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Московскую городскую Думу проект закона города Москвы о роспуске муниципального Собрания, принявшего нормативный правовой акт, признанный судом незаконным и подлежащим отмене. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона города Москвы о его роспуске;

2) в случае принятия муниципальным Собранием решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

3) в случае вступления в силу решения Московского городского суда о неправомочности данного состава депутатов муниципального Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования муниципального образования.

16. В случае досрочного прекращения полномочий муниципального Собрания не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий муниципального Собрания проводятся досрочные муниципальные выборы депутатов муниципального Собрания.

 

Статья 13. Депутат муниципального Собрания

1. Депутатом муниципального Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 18 лет.

2. Порядок выборов депутатов муниципального Собрания устанавливается законом города Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

3. Депутату муниципального Собрания гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита его прав, чести и достоинства.

4. Депутат муниципального Собрания в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, законами города Москвы, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Срок полномочий депутата муниципального Собрания устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и не может быть менее двух и более пяти лет.

6. Срок полномочий депутата муниципального Собрания, установленный уставом муниципального образования, не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

7. Депутаты муниципального Собрания осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности муниципального Собрания.

8. Депутат, избранный Руководителем муниципального образования, может осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.

9. Депутат муниципального Собрания не может быть депутатом представительных органов государственной власти, представительных органов иных муниципальных образований, выборным и иным должностным лицом иных органов местного самоуправления. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

 

О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве см. Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. N 9

 

Статья 14. Руководитель муниципального образования

1. Руководитель муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования.

2. Руководитель муниципального образования наделяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

3. Руководитель муниципального образования избирается на срок полномочий депутатов муниципального Собрания в случае его избрания в порядке, установленном пунктом 3 части 2 статьи 11 настоящего Закона. В случае внесения изменений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание Руководителя муниципального образования непосредственно на муниципальных выборах, выборы Руководителя муниципального образования осуществляются одновременно с выборами депутатов муниципального Собрания.

4. Руководитель муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.

5. Руководитель муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые муниципальным Собранием;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания муниципального Собрания.

6. Руководитель муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и муниципальному Собранию.

7. Полномочия Руководителя муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

8. В случае досрочного прекращения полномочий Руководителя муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

 

Статья 15. Председатель муниципального Собрания

1. Председатель муниципального Собрания избирается депутатами муниципального Собрания из своего состава в случае, предусмотренном частью 3 статьи 11 настоящего Закона, в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

2. Председатель муниципального Собрания:

1) организует работу муниципального Собрания;

2) ведет заседания муниципального Собрания;

3) подписывает решения и правовые акты муниципального Собрания;

4) обеспечивает контроль за исполнением решений муниципального Собрания;

5) осуществляет иные полномочия, определенные уставом муниципального образования.

 

Статья 16. Муниципалитет

1. Муниципалитет наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы.

2. Положение о муниципалитете утверждается муниципальным Собранием.

3. Муниципалитетом руководит Руководитель муниципалитета на принципах единоначалия.

4. Руководителем муниципалитета в соответствии с уставом муниципального образования является:

1) лицо, назначаемое на должность Руководителя муниципалитета по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования;

2) Руководитель муниципального образования в случае его избрания непосредственно на муниципальных выборах.

5. Муниципалитет обладает правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

6. Структура муниципалитета утверждается муниципальным Собранием по представлению Руководителя муниципалитета.

7. Условия контракта с Руководителем муниципалитета утверждаются муниципальным Собранием.

8. Уставом муниципального образования и законом города Москвы могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность Руководителя муниципалитета в случае, если лицо назначается на должность Руководителя муниципалитета по контракту.

9. Порядок проведения конкурса на замещение должности Руководителя муниципалитета устанавливается муниципальным Собранием. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

10. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается муниципальным Собранием.

11. Члены конкурсной комиссии назначаются муниципальным Собранием.

12. Лицо назначается муниципальным Собранием на должность Руководителя муниципалитета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

13. Контракт с Руководителем муниципалитета заключается Руководителем муниципального образования.

14. Руководитель муниципалитета не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

15. Полномочия Руководителя муниципалитета, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

16. Контракт с Руководителем муниципалитета может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) муниципального Собрания или Руководителя муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) Мэра Москвы - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы;

3) Руководителя муниципалитета - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти города Москвы.

 

Статья 17. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Муниципальное Собрание по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с законами города Москвы и уставом муниципального образования, принимает решения.

2. Руководитель муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями муниципального Собрания, издает постановления и распоряжения (приказы):

1) по вопросам организации деятельности муниципального Собрания в случае, если Руководитель муниципального образования является Председателем муниципального Собрания;

2) по вопросам, указанным в части 4 настоящей статьи, в случае, если Руководитель муниципального образования является Руководителем муниципалитета.

3. Председатель муниципального Собрания издает постановления и распоряжения (приказы) по вопросам организации деятельности муниципального Собрания.

4. Руководитель муниципалитета в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами муниципального Собрания, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы, а также распоряжения (приказы) по вопросам организации работы муниципалитета.

5. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

6. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству, законам города Москвы и иным нормативным правовым актам города Москвы, уставу муниципального образования.

7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

8. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами города Москвы, - уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

Глава 3. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления

 

Статья 18. Местный референдум

Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами города Москвы.

 

О референдумах в г. Москве см. Закон г. Москвы от 30 июня 2004 г. N 43

 

Статья 19. Правотворческая инициатива граждан

1. В соответствии с уставом муниципального образования жители муниципального образования, обладающие избирательным правом, могут выступить с правотворческой инициативой.

1.1. Проекты правовых актов по вопросам местного значения вносятся инициативной группой граждан в порядке, установленном муниципальным Собранием в соответствии с федеральным законодательством. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается муниципальным Собранием и не может превышать три процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

2. Органы местного самоуправления обязаны рассмотреть проекты правовых актов, внесенные на рассмотрение жителями муниципального образования, не позднее 30 дней со дня внесения на открытых заседаниях с участием представителей жителей в порядке, установленном уставом муниципального образования. Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации муниципального образования.

 

Статья 20. Обращения жителей в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления

1. Жители имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2. Порядок рассмотрения обращений жителей в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами города Москвы.

 

Статья 21. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются муниципальным Собранием по предложению населения, проживающего на данной территории.

4. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления муниципалитетом либо иным уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования.

5. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами муниципального Собрания.

6. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории.

 

Глава 4. Экономическая основа местного самоуправления

 

Статья 22. Экономическая основа местного самоуправления в городе Москве

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального образования.

 

Статья 23. Муниципальное имущество

1. В собственности муниципального образования может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами города Москвы;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального Собрания.

2. Перечень имущества, находящегося в собственности города Москвы, передаваемого в собственность и управление муниципальных образований, и порядок его передачи определяются законом города Москвы.

3. Права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы и уставом муниципального образования, - жители непосредственно.

4. Муниципальное Собрание вправе в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы создавать муниципальные предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

5. Орган местного самоуправления, определенный уставом муниципального образования, вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов в соответствии с законодательством.

6. Приватизация объектов собственности муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

 

Статья 24. Отношения органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями

1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.

2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий и учреждений строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

 

Статья 25. Отношения органов местного самоуправления с организациями, не находящимися в муниципальной собственности

1. Отношения органов местного самоуправления с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления вправе координировать участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования в порядке, установленном законом города Москвы.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы.

 

Согласно пункту 2 статьи 41 настоящего Закона статья 26 вступает в силу с 1 января 2003 г.

 

Статья 26. Местный бюджет

1. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами города Москвы.

2. Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг, устанавливаемых соответствующими органами государственной власти.

3. Исполнение местного бюджета осуществляется через органы казначейства в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

4. Исключена.

См. текст части 4 статьи 26

5. Органы местного самоуправления могут заключать соглашения об осуществлении контроля за исполнением местного бюджета с органами государственного финансового контроля Московской городской Думы и Правительства Москвы.

6. Муниципальное Собрание вправе создать организационно и функционально независимый орган муниципального финансового контроля, осуществляющий контроль за исполнением местного бюджета, проводящий экспертизу проектов местных бюджетов и иных актов органов местного самоуправления.

 

Согласно пункту 2 статьи 41 настоящего Закона статья 27 вступает в силу с 1 января 2003 г.

 

Статья 27. Доходы и расходы местных бюджетов

1. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, предусмотренных законом города Москвы о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с федеральным законодательством.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законами города Москвы самостоятельно определяют направления расходования средств местных бюджетов на решение вопросов местного значения, а также обеспечивают финансирование расходов в пределах средств, переданных из бюджета города Москвы на выполнение отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий).

2.1. Перечень расходных обязательств муниципальных образований, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных настоящим Законом, устанавливается органами государственной власти города Москвы.

3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов, отнесенных настоящим Законом к вопросам местного значения муниципальных образований, и вопросов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами города Москвы.

 

Согласно пункту 2 статьи 41 настоящего Закона статья 28 вступает в силу с 1 января 2003 г.

 

Статья 28. Обеспечение местных бюджетов

1. Источники доходов местных бюджетов определяются законом города Москвы.

2. При недостаточности доходных источников местных бюджетов из бюджета города Москвы предоставляются межбюджетные трансферты в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В этих целях в бюджете города Москвы может формироваться фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Порядок формирования фонда финансовой поддержки определяется законом города Москвы.

3. При расчете межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований расходы местных бюджетов определяются на основе нормативов обеспечения расходных обязательств, определяемых законами города Москвы.

 

Статья 29. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий города Москвы, компенсация увеличения расходов и уменьшения доходов местных бюджетов

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Москвы, предусматриваются в бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

2. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти города Москвы, компенсируются в установленном порядке органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти города Москвы, влекущие дополнительные расходы местных бюджетов, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

 

Статья 30. Местные налоги и сборы

1. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами города Москвы.

2. Исключена.

См. часть 2 статьи 30

 

Статья 31. Муниципальный заказ

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения в соответствии с уставом муниципального образования вправе выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанные с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы.

 

Статья 32. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления

Орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования в интересах жителей муниципального образования вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы.

 

Глава 5. Гарантии местного самоуправления

 

Статья 33. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами и должностными лицами местного самоуправления и гражданами.

2. Исключена.

См. часть 2 статьи 33

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

 

Статья 34. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

2. Органы государственной власти города Москвы, их должностные лица обязаны дать ответ в письменной форме на обращения органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в срок до одного месяца со дня поступления обращения.

 

Статья 35. Судебная защита местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, организаций, а также общественных объединений.

 

Глава 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью

 

Статья 36. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед жителями муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

 

Статья 37. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед жителями

1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед жителями и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральным законом.

 

Статья 38. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава города Москвы и иных законов города Москвы, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

 

Статья 39. Исключена.

См. текст статьи 39

 

Статья 40. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

 

Глава 7. Заключительные и переходные положения

 

Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

2. Статьи 26, 27, 28 Закона вступают в силу с 1 января 2003 года.

 

Статья 42. Признание утратившими силу отдельных законов города Москвы

С вступлением в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";

Закон города Москвы от 10 марта 1999 года N 7 "О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 12, 13, 17 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";

Закон города Москвы от 1 декабря 1999 года N 38 "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";

Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 23 "О внесении дополнения в статью 5 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";

Закон города Москвы от 27 июня 2001 года N 27 "О внесении изменений в статьи 1, 4, 5, 11, 12, 13 и 19 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";

Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 58 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";

часть 10 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы".

 

Статья 43. Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных (назначенных) до вступления в силу настоящего Закона

1. Представительные органы местного самоуправления (районные собрания), избранные населением до вступления в силу настоящего Закона, осуществляют полномочия, установленные настоящим Законом, до истечения срока, на который они были избраны.

2. Главы районных управ (администраций), иные должностные лица, избранные (назначенные) на должности, органы местного самоуправления, созданные (образованные) в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом, осуществляют полномочия, установленные настоящим Законом, до избрания (назначения) соответствующего органа, должностных лиц с учетом положений настоящего Закона, но не более срока полномочий представительного органа местного самоуправления.

 

Мэр Москвы

Ю.М.Лужков

 

Москва,

Московская городская Дума