Приложение 4 к решению
муниципального Собрания
№ 56/06 от 19.05.2009
ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальном общественном самоуправлении во внутригородском муниципальном образовании Солнцево в городе Москве
Настоящее Положение разработано в целях реализации прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления и устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве.
1. Общие положения
1.1. Территориальное общественное самоуправление (далее по тексту — ТОС) — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
1.2. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации Устава территориального общественного самоуправления муниципальным Собранием внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве.
2. Правовая основа и основные принципы осуществления территориального общественного самоуправления
2.1. Правовую основу территориального общественного самоуправления во внутригородском муниципальном образовании Солнцево в городе Москве составляют:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
— Федеральный закон «О некоммерческих организациях;
— Устав внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве;
— настоящее Положение.
2.2. Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются:
— законность;
— гласность и учет общественного мнения;
— защита прав и законных интересов граждан;— выборность и подотчетность
органов территориального общественного самоуправления собраниям (конференциям) граждан, избравшим эти органы;
— широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
— взаимодействие с органами местного самоуправления внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве;
— свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления;
— сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, с интересами граждан внутригородского муниципального образования Солнцево в городе
Москве.
3. Право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления
3.1. В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на территории внутригородского муниципального образования Солнцево, достигшие 16-летнего возраста. Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.
4. Территория территориального общественного самоуправления
4.1. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
— подъезд многоквартирного жилого дома;
— многоквартирный жилой дом;
— группа жилых домов;
— жилой микрорайон;
— иные части территории города.
4.2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, утверждаются решением муниципального Собрания Солнцево по предложению населения, проживающего на данной территории. Обязательным приложением к указанному решению является графическое изображение границ деятельности ТОС, согласованное с органами архитектуры.
4.3. Изменение границ территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, осуществляется в порядке, установленном пунктом 4.2 настоящего Положения.
5. Порядок организации территориального общественного самоуправления
5.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
5.2. Создание территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан, проживающих на определенной территории.
5.3. Для создания ТОС инициативная группа граждан в составе 20 и более жителей принимает решение о проведении собрания и организует его подготовку и проведение.
5.4. Собрание граждан по вопросам организации осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствую-
щей территории, достигших 16-летнего возраста.
5.5. Вопросы организации и осуществления ТОС могут также решаться на конференциях граждан. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующих территорий, достигших 16-летнего возраста.
5.6. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
5.7. В уставе ТОС устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) целя, задачи, формы и основные направления деятельности;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
5.8. ТОС может являться юридическим лицом. Решение о наделении ТОС статусом юридического лица принимается на собрании (конференции) граждан и отражается в Уставе ТОС. В случае наделения ТОС статусом юридического лица ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой
организации.
5.9. Решения собрания (конференции) граждан оформляются протоколом.
5.10. Лицо, уполномоченное собранием (конференцией) граждан, обращается в муниципальное Собрание Солнцево с заявлением об утверждении границ территории,
на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
— протокол собрания (конференции) граждан, проводимого в целях организации ТОС;
— копия Устава ТОС, принятого на собрании граждан;
— проект границ территории, на которой осуществляется ТОС.
5.11. Муниципальное Собрание Солнцево принимает решение об утверждении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в порядке, установленном пунктом 4.2 настоящего Положения.
5.12. ТОС обращается в муниципальное Собрание внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве с заявлением о регистрации устава ТОС. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
— протокол собрания (конференции) граждан, проводимого в целях организации ТОС;
— копия Устава ТОС, принятого на собрании (конференции) граждан;
— копия решения муниципального Собрания об утверждении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
5.13. Муниципальное Собрание принимает решение о регистрации устава ТОС в течение месяца с момента поступления соответствующего заявления. В течение двух недель с момента регистрации устава ТОС муниципальное Собрание информирует заявителей о принятом решении.
5.14. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС муниципальным Собранием.
5.15. В случае если в соответствии с уставом территориальное общественное самоуправление является юридическим лицом, оно подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Формы осуществления территориального общественного самоуправления
6.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в следующих формах:
1) непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан;
2) посредством создания органов ТОС.
7. Компетенция территориального общественного самоуправления
7.1. Компетенция территориального общественного самоуправления определяется:
— Уставом внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве;
— Уставом территориального общественного самоуправления;
— настоящим Положением;
— договорами между муниципалитетом Солнцево и территориальным общественным самоуправлением.
7.2. К исключительным полномочиям собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
7.3. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на
удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договоров между органами ТОС и муниципалитетом Солнцево с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления внутригородского муниципального образования Солнцево в городе Москве проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
8.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. Отношения территориального общественного самоуправления и органов местного самоуправления строятся на основе договоров.
8.2. Члены территориального общественного самоуправления вправе присутствовать на заседаниях депутатов муниципального Собрания Солнцево, в том числе при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
9. Финансово-экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления
9.1. Финансовую основу территориального общественного самоуправления составляют собственные средства, а также средства местного бюджета, переданные на основании договоров с муниципалитетом Солнцево.
9.2. Источниками формирования имущества (собственных средств) территориального общественного самоуправления являются:
— добровольные взносы и пожертвования;
— другие, не запрещенные законом поступления.
9.3. Средства местного бюджета, передаваемые муниципалитетом Солнцево территориальному общественному самоуправлению, расходуются по целевому назначению в соответствии с договорами. Обязательным условием заключаемых с ТОС договоров является ежегодное представление в муниципалитет отчетов об использовании бюджетных средств.
9.4. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставными целями деятельности, при наличии средств, составляют смету доходов и расходов, утверждаемую собранием (конференцией) граждан. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют находящиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Порядок составления, утверждения, исполнения сметы доходов и расходов, а также порядок контроля использования сметы устанавливается уставом территориального общественного самоуправления.
10. Гарантии деятельности территориального общественного самоуправления
10.1. Органы территориального общественного самоуправления в случае нарушения их прав и законных интересов граждан вправе обратиться в суд с требованием о защите (восстановлении) нарушенных прав.
11. Ответственность территориального общественного самоуправления
11.1. Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность за несоблюдение настоящего Положения, устава ТОС, за неисполнение заключенных договоров по исполнению взятых на себя обязательств и полномочий в соответствии с уставом ТОС и действующим законодательством.
11.2. Основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления и должностных лиц территориального самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления и действующим законодательством.
12. Прекращение деятельности территориального общественного
самоуправления
12.1. Деятельность территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим законодательством добровольно на основе решения собрания (конференции) граждан либо на основании решения суда в случае нарушения требований действующего законодательства.
12.2. Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может прекратиться на основании решения собрания (конференции) граждан. Копия решения собрания (конференции) граждан о прекращении деятельности ТОС направляется в муниципальное Собрание для аннулирования записи о регистрации устава ТОС.
12.3. При ликвидации территориального общественного самоуправления бюджетные средства и имущество, приобретенное за счет бюджетных средств или переданное муниципалитетом, переходят в состав муниципальной собственности. Иные финансовые средства и имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляются на цели, предусмотренные уставом ТОС, либо на цели, определяемые решением собрания (конференции) граждан о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления, а в спорных случаях — в порядке, определяемом решением суда.